USEIC.RU Обучение в США Дистанционное обучение Приготовления к отъезду
Московский центр Гостевая книга
Дистнационное обучение

Обзор ДО
Статьи
Новости
Полезные ссылки
Общие
Магистратура
Университеты
Курсы
Английский язык

1 1 1
EIC / Дистанционное обучение / Статьи / Все за и против дистанционного обучения через интернет

Все за и против дистанционного обучения через интернет.

Дистанционное обучение - это далеко не новое явление. Уже много лет широко распространено заочное обучение. Одним из самых новых веяний является обучающее телевидение, но, тем не менее, и оно имеет опыт десятилетий. В настоящее время мы ощущаем на себе "виртуальную лихорадку" (некоторые могли бы назвать это "золотой лихорадкой") дистанционного обучения вследствие появления сети Интернет. В этой статье будет рассмотрено, почему это происходит.

За последние несколько лет возросшая популярность Web-технологий, а также свободный доступ в Интернет посредством модемной связи, значительно повлияли на увеличение числа пользователей сети Интернет.

Благодаря Интернету мы можем наслаждаться прямым доступом к различным ресурсам мультимедиа во всем мире, как если бы мы просматривали страницы, хранящиеся на нашем собственном компьютере в гипертекстовом формате. Потенциал Web-технологий неизбежно влечет преподавателей во всем мире, так как эти технологии позволяют объединять образовательные ресурсы, разбросанные по всему миру, в нечто похожее на "сделанные на заказ" мультимедийные базы данных, созданные для своих собственных образовательных целей.

Интернет, необходимые средства связи и компьютерные технологии позволяют сделать компьютерное обучение более интересным. Появляются все новые и новые проекты и изобретения в этой области использования сети Интернет. Поэтому полезно представить краткий обзор некоторых важных типов образовательных систем, основанных на использовании компьютеров.

Самое первое из всех известных изобретений - "Интернетовские книги". Подготовка электронных версий лекционных записей и книг - наиболее легкий и оперативный путь в Интернет. В этом случае совершенно не требуются какие-то особенные знания по программированию, нет необходимости знать языки Hypertext Markup Language (HTML) или JAVA. Вспомогательные программы позволяют экспортировать все, что нужно, практически из любого текстового редактора в HTML.

Разработчики образовательных программ для детей давным-давно поняли, что компьютерные игры намного интереснее, чем учеба. Обучение детей, совмещенное с веселой игрой, в которой дети проходят несколько уровней сложности, казалось, решало все проблемы. Внимание учащихся сконцентрировано, налицо высокая эффективность обучения, тренировка реакции ...- этот список может быть легко продолжен. Но игровая модель приемлема не во всех областях образования, ее использование ограничено определенной группой пользователей - детьми.

Также в связи с быстрым развитием современных технологий большую популярность приобрели обучающие системы, основанные на Web-технологиях. Так как Интернет доступен всем в мире независимо от времени и местоположения, то использование таких систем не требует дорогостоящего оборудования. Персональный компьютер с практически любой операционной системой, Web-браузер, модем и телефонная связь позволяют войти в сеть Интернет и, следовательно, обучаться через Интернет. Системы обучения, основанные на Web-технологиях, - асинхронны, поэтому они не требуют одновременного присутствия преподавателя и учеников. Заранее приготовленные лекции передаются по сети. Внешний интерфейс чаще всего создается на HTML и усовершенствуется на Java, Javascript или Dynamic HTML. Но существуют и некоторые преграды и ловушки, непременно появляющиеся при обучении через Интернет. В то же время часто мы делаем шаг назад из-за просто эмоциональных суждений в средствах массовой информации или же мнений, основанных на плохом знании вопроса. В этой статье описаны тенденции развития дистанционного обучения через Интернет и сделана попытка раскрыть все "за" и "против" дистанционного обучения на сегодняшний день.

Имеются три причины огромного интереса к дистанционному обучению через Интернет. Первая состоит в том, что существует потребность в простой достоверной информации. Вторая - в том, что технологии для удовлетворения этих потребностей есть уже сейчас и в дальнейшем будут только совершенствоваться. И третья причина состоит в том, что все сферы деятельности рассматривают дистанционное обучение как новый важный рынок и, следовательно, возможность деловой деятельности.

Год от года все возрастающее число людей нуждается в обучении определенного типа и вне образовательных учреждений для того, чтобы иметь возможность работать в полную силу. Только в США сегодня тратится свыше 200 миллиардов долларов в год на дополнительное образование и более 50 миллиардов долларов в год на повышение квалификации. Многие политики в США и других странах рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму образования, т.к. она может подойти всем желающим, а плата за нее намного меньше, чем при очной форме обучения. Помимо этого можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое так же дает некоторое преимущество в цене по сравнению с существующей моделью очного образования. Универсальный доступ при уменьшении цены - вот стимул для настойчивой работы всех организаций, которые предоставляют услуги дистанционного обучения. Например, уже сейчас Стенфордский Университет предлагает порядка 25 процентов от приблизительно 200 курсов в Интернет. Все эти курсы идентичны тем, что изучают в университете при очной форме обучения. Таким образом, степень магистра по электротехнике можно получить как в самом университете, так и посредством дистанционного образования через Интернет.

В дополнение к экономическим факторам такая форма обучения предполагает увеличение числа нетрадиционных учащихся, например, пожилых или уже работающих людей, беременных женщин. Ясно, что при таком индивидуальном подходе люди с большей готовностью платят за возможность учиться в выбранном ими месте и в приемлемом для них темпе.

В США и в остальных развитых странах, где на образование выделяется значительная часть бюджета, и сам образовательный процесс проходит на должном уровне, желающие могут получить качественное образование и традиционными способами, т.к. существует масса разных очных курсов. В развивающихся же странах для того, чтобы достичь уровня информированности развитых стран, не достаточно одного очного образования. На образование здесь государство выделяет не такую большую сумму денег, как, например, в США, соответственно, уровень получаемых знаний и скорость их обновления, к сожалению, ниже. Поэтому для этих стран дистанционное обучение через Интернет - это шанс получить образование того же уровня, что и в развитых странах, и без дополнительных финансовых вливаний.

Но нельзя слепо верить в неограниченные возможности Интернета и в то, что Web-технологии могут быть успешно и без каких-либо проблем применены во всех сферах образования.

Первоначально Интернет был нацелен на передачу и прием простой текстовой информации. Но "аппетит растет во время еды", и вскоре потребовалось передавать электронные изображения, потом - аудио- и видеоинформацию. Сегодняшние требования к Интернету - это возможность размещения большого программного обеспечения, которое легко бы работало у пользователя.

В настоящее время на развитие дистанционного обучения влияют два основных фактора: доступ в Интернет и его качество связи. Обычно от 20 до 50 миллионов пользователей одновременно пользуются chat, surf, электронной почтой или просто "находятся" в Интернете. Но, чем большее количество человек одновременно работает в Интернете, тем хуже качество связи. Пределы его возможностей проявляются каждый день: низкое качество связи, длительная загрузка и продолжительное время ответа. Но те слушатели, которые имеют современное качество связи по Интернет, могут работать с Web-сайтами с объемной графикой, хорошим качеством аудиоинформации и даже с небольшим количеством видеоматериалов. Самое лучшее качество обучения будет именно у этих людей. Однако, чтобы материал дошел до каждого конкретного слушателя, он должен быть в основном текстовым, но в некоторых случаях это слишком большое ограничение. Наконец, существуют такие люди, которые не имеют доступа в Интернет, т.к. либо не имеют его вообще, либо место, откуда можно войти в Интернет, не приспособлено для учебы. Не каждая комната и не в каждом доме отвечает условиям, необходимым для обучения через Интернет. Это связано с тем, что дистанционное обучение может потребовать несколько часов работы в Интернет, а, так как большинство пользователей Интернет (по крайней мере, для дистанционного обучения) используют телефонные линии, доступ должен производиться оттуда, где телефон будет свободен все это время. Помимо этого, во многих местах доступ в Интернет с целью дистанционного обучения возможен, но работа в Интернете будет причинять беспокойство окружающим или наоборот - окружающие будут мешать сосредоточиться учащемуся. По мнению студентов дистанционных курсов Стенфордского университета - все эти проблемы далеко не просты.

Еще одна задача, требующая скорейшего решения, заключается в том, что дистанционное обучение должно быть интерактивным. Студенты должны иметь возможность общаться с преподавателями. При анализе работы многих существующих обучающих систем часто оказывается, что взаимодействие ограничивается возможностью перемещения по системе и почтовым общением с лектором и другими студентами. В настоящее время при возможности осуществления хорошего качества связи этого уже не достаточно. Всем бы очень хотелось, чтобы дистанционное образование представляло собой "виртуальный класс", состоящий из студентов и преподавательского состава, территориально находящихся далеко друг от друга, даже в разных странах. В будущем курсы дистанционного обучения могли бы обслуживаться целой командой специалистов, например, один преподаватель мог бы планировать и организовывать курс, второй - "читать" лекции, третий - обеспечивать взаимосвязь между учащимися, четвертый - оценивать старания студентов. Микропроцессорные средства могли бы помогать учащимся и их учителям в развитии индивидуальных курсов дистанционного обучения, состоящих из определенной последовательности маленьких "обучающих модулей". Преподаватели контролировали бы вход в обучающую программу, учебные материалы, такие, как слайды или мультимедийные презентации, пусковые браузеры на компьютерах студентов, а также то, что преподавателю нужно для процесса обучения, например, доску объявлений, библиотеки и, наконец, самих учеников. Преподаватель читал бы лекции (аудио) прямо через Интернет. Студенты обращали бы на себя внимание преподавателей с помощью электронного "поднятия руки".

Большинство из этих идей, возможно, будет воплощено в жизнь в ближайшем будущем. А пока что можно с уверенностью говорить о том, что дистанционное обучение через Интернет сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться. Ведь для его развития сейчас имеются все возможности, как в техническом плане, так и в интеллектуальном. Ну, а когда перед человеком стоит определенная цель, и для ее достижения необходимы дополнительные знания, то получить их можно не только традиционными способами, но и путем дистанционного обучения через Интернет. И эти знания будут не хуже, а то и лучше тех, которые получат студенты, обучающиеся, например, в каком-либо очном учебном заведении.

Обзор статей из журнала IEEE Communications Magazine "Он-лайновское дистанционное обучение в США" Дейла Харриса (Стэнфордский Университет), "Дистанционное обучение: панацея от всех бед?" Андреаса Аусерхофера (Технический Университет Граза) и "Создание образовательных Web-сайтов" Юниши Азума (Университет маркетинга и классификации знаний) подготовила Ольга Рябченко.
http://www.internews.ru/era/6/6.html

1997–2024 © useic.ru | карта сайта | sitemap