USEIC.RU Обучение в США Дистанционное обучение Приготовления к отъезду
Московский центр Гостевая книга
Дистнационное обучение

Обзор ДО
Статьи
Новости
Полезные ссылки
Общие
Магистратура
Университеты
Курсы
Английский язык

1 1 1
EIC / Дистанционное обучение / Статьи / Электронное обучение – история, технологии, эффективность

Электронное обучение – история, технологии, эффективность

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет илиИнтранет с использованием систем управления обучением.

E-learning постепенно заменяет в корпоративной практике более традиционную форму электронного обучения с использованием программного обеспечения наCD-ROM и, по оценкам большинства экспертов, станет доминирующей формой электронного обучения на рынках США и Западной Европы к 2004 году. На диаграмме можноувидеть, что по прогнозам аналитической компании IDC объем электронных методовбудет занимать 63% от общего объема обучения по сравнению с 38% в 1999 году.

Эффективность дистанционного обучения

Популярность этой формы обучения объясняется тем, что она имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с традиционной. Во-первых, не требуется обязательной очной встречи большого количества людей в тренинговом центре компании. Это особенно актуально для крупных корпораций, имеющих несколько филиалов, разделенных территориально. Использование электронного обучения снижает расходы на организацию курсов, обустройство классов, зарплату персонала, транспортные расходы имногое другое. Опыт компаний, внедривших e-learning, показывает, что общиезатраты на обучение существенно снижаются.

Второе, крайне важное преимущество, состоит в том, что у людей появляется возможность учиться в удобное для них время и в удобном темпе. При использовании традиционных форм обучения некоторые сотрудники не могут присутствоватьна занятиях одновременно с коллегами из-за командировок, встреч с клиентамиили других обстоятельств. Но обучение является обязательным, оно необходимодля успешной работы. Это создает организационные проблемы, с которыми, какправило, не сталкиваются компании, внедрившие системы дистанционного обучения.

Кроме того, важно отметить, что при этой форме процесс обучения можносделать непрерывным. То есть, в случае появления новых учебных материалов,сотрудники проходят курс, не дожидаясь формирования групп и организацииочных занятий.

Необходимо сказать об эффективности дистанционных форм для обучения широкому кругу бизнес-знаний и навыков.

У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенныйпроцент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебногоматериала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования,как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалыв любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента (содержания курсов).

В ходе опроса сотрудников компаний США использующих электронное обучение были получены следующие результаты:
• 87% - предпочитают учиться в рабочее время
• 52% - предпочитают обучаться на своем рабочем месте, а не в специальном компьютерном классе
• 84% - хотят повторно пройти обучение в электронной форме
• 38% - предпочитают электронную форму обучения традиционной

E-learning в корпоративном обучении

Рынок электронного корпоративного обучения на Западе существует уже более двадцати лет. Причиной его возникновения стало повсеместное распространение персональных компьютеров. Учебный контент создавался главным образом на CD-ROM. Появились компании, занимающиеся производством учебного контента и созданием учебных курсов на заказ.

Дальнейшее развитие этого рынка было связано с появлением сети Интернети связанных с ней технологий. Появились как технологии доступа к данным,построенные на основе сетей TCP/IP, так и новые средства создания и доставкимультимедийного контента, такие как Java и Flash. На рынке появились e-learningпорталы, поставщики программных продуктов для создания учебных курсов и управления процессом обучения.

Опыт крупнейших западных разработчиков электронного учебного контента,имеющих в своем арсенале тысячи учебных курсов, свидетельствует о растущемспросе на учебные программы в таких областях как:
• Менеджмент
• Бизнес-коммуникации
• Управление проектами
• Управление знаниями
• Работа в команде

Эти учебные программы дополняют традиционное бизнес-образование в такихобластях как общий менеджмент, финансы, маркетинг, управление персоналом,IT и позволяют провайдерам электронного учебного контента говорить о наличииу них всеобъемлющих библиотек учебных курсов, покрывающих абсолютное большинствопотребностей в обучении.

Несмотря на распространенное мнение о том, что электронное обучение в основном направлено на отработку IT-навыков, статистика ведущих производителей контента говорит об обратном. Например, компания «SkillSoft» производит около 1700 учебных курсов, из них только 120 по IT. Компания «SmartForce» использует модульный подход и производит более 20 000 учебных модулей, из которых строятся учебные курсы и программы обучения. IT курсы занимают менее 40% от общего числа, при том, что имеются учебные курсы по всем IT-сертификациям и технологиям.

Предполагаемый объем рынка обучения только через Интернет в США в 2003 составит $12 млрд.

Технологии

Разработкой и внедрением систем электронного обучения занимаются теперь и российские компании. Технически E-learning решение строится на основе целого ряда программных продуктов.
• Средство разработки учебного контента (Authoring Tool)
• Система управления обучением (Learning Management System) – принятыйв России термин – Система Дистанционного Обучения (СДО)
• Система обмена информацией
• Система управления контентом/учебным порталом

Система дистанционного обучения является основой любой E-learning системы.

Система управления обучением реализует следующие функции:
• Учет слушателей, персонализация, разграничение прав доступа
• Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования
• Интеграция с механизмами синхронного и асинхронного общения
• Подготовка аналитической отчетности
• Интеграция с внешними информационными системами (например, с системой кадрового учета)

С помощью средств разработки учебного контента создаются учебные материалы и тесты, которые затем помещаются в базу данных системы управления обучением. Через нее слушатели получают доступ к учебным материалам. Система обменаинформацией позволяет учащимся, преподавателям, экспертам и другим участникамучебного процесса обмениваться информацией между собой как в режиме реальноговремени (синхронно) так и асинхронно. Вэб-интерфейс системы управления обучением, как правило, строится на основе средств управления контентом.

Учебный контент может быть статическим (HTML страницы, тексты) и интерактивным, с элементами анимации и голосовым сопровождением. Для создания статического контента можно использовать стандартные редакторы, такие как Microsoft Word. Интерактивный контент создается с помощью специальных программных продуктов.

Модуль обмена информацией системы E-learning позволяет реализовать следующие функции (в зависимости от выбранного программного обеспечения):
• Асинхронное общение – форумы, доски объявлений, электронная почта
• Синхронное общение – голосовой и компьютерный чат, видеоконференции, совместное использование программных продуктов, виртуальная аудитория

Технологии E-learning пока не получили в России широкого распространения. Основной причиной такого положения вещей, на наш взгляд, служит сравнительная новизна этих систем на рынке корпоративного обучения, а также практически полное отсутствие учебного контента, адекватно отражающего потребности российских компаний. Тем не менее, на российском рынке сегодня уже существует ряд компаний, успешно внедривших системы дистанционного обучения или планирующих сделать это в ближайшем будущем.

И мы уверены, что скорость, с которой на российский рынок проникают передовые технологии управления, говорит о том, что в ближайшем будущем рынок e-learning решений будет активно развиваться.

Алексей Корольков, Генеральный директор компании «WebSoft»

1997–2024 © useic.ru | карта сайта | sitemap