Роль дистанционных технологий в повышении эффективности среднего профессионального образования.
Еще совсем недавно ведущие российские ученые спорили о том, можно ли говорить о переходе России к информационному обществу. На сегодняшний день такие споры практически прекратились: большинство исследователей сошлись во мнении, что в сегодняшней России присутствуют основные тенденции, явно свидетельствующие о ее движении к обществу информационному.
В первую очередь это означает, что информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития, а современные технологии ее обработки и распространения только усиливают данную тенденцию. Также это означает увеличение темпа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня мобильности, образованности, адаптивности людей к постоянно изменяющимся условиям.
Переход к информационному обществу приводит к тому, что успех достигается, в основном, за счет личного конкурентного преимущества, которое можно определить, как способность индивида наиболее эффективно функционировать в постоянно меняющемся мире.
Чем же на сегодняшний день определяется этот уровень эффективности? Что является главным критерием успешности? Ответ достаточно очевиден: если информация становится ведущим общественным ресурсом, наиболее конкурентоспособным является индивид, способный в максимально короткий промежуток времени находить, получать и усваивать необходимую ему информацию, а также использовать полученные знания наиболее удачным в конкретной ситуации образом.
Если формула успешного функционирования в информационном обществе достаточно ясна, то встает следующий вопрос: готовы ли мы к такой жизни? Какое количество граждан в нашей стране обладают такими навыками? Судя по данным Центров занятости населения, далеко не все россияне готовы к жизни в новых условиях.
Если проанализировать состав безработных, то мы увидим, что наименее востребованными на рынке являются выпускники учебных заведений (ввиду отсутствия необходимых производственных навыков) и люди старше 50 лет, т.к. их знания устарели, а способы выполнения работ не являются наиболее эффективными. Зачастую, именно неспособность находить, получать и усваивать актуальную в данный момент информацию, приводит к отсутствию заинтересованности работодателей в такой категории работников.
К сожалению, выпускники средних специальных учебных заведений одними из первых попадают в эту, образно говоря "группу риска", в том числе и из-за того, что у них практически отсутствуют навыки самостоятельной работы с новой информацией. На достаточно низком уровне остается способность анализировать полученную от преподавателя информацию и тем более, эффективно использовать ее.
Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе позволяет в некоторой степени подойти к решению перечисленных проблем.
Возрастающий интерес к данному способу получения базового образования, переобучения или повышения квалификации имеет объективную основу. Технический прогресс и растущий динамизм жизни приводят, с одной стороны, к росту потребностей людей в эффективном образовании, с другой - к новым методам его получения.
Сто лет назад образование получали избранные. У одного ученика было несколько учителей, передающих знания, в прямом смысле "из рук в руки". Технический прогресс привел к необходимости увеличения доступности образования, а, следовательно, и к росту количества студентов на одного педагога. Происходила трансформация форм и методов передачи знаний. Появилось заочное обучение. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. В этом контексте дистанционное обучение (ДО) необходимо рассматривать не как альтернативу очной форме получения образования, но как ее дополнение, позволяющее оптимизировать учебный процесс за счет предоставления разным категориям граждан различных образовательных услуг, наиболее полно удовлетворяющих их потребности.
Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным, ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день есть все необходимые условия для развития дистанционного образования, а именно:
• переход к информационному обществу вызывает развитие новых форм и методов передачи знаний;
• необходимость поддерживать определенный уровень конкурентоспособности приводит к появлению значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении;
• такая заинтересованность, подкрепленная способностью оплачивать обучение, несомненно, выгодна образовательным учреждениям.
Григорьева Ю.Ю., кандидат экономических наук, РКСИ
http://rksi.ru/, http://do.rksi.ru/
|